5.02.2023год
Беседа «Детям знать положено правила дорожные»
Цель: формировать устойчивые навыки безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Задачи:
- закрепление знания детей о правилах дорожного движения
- закрепление умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни;
- активизация знаний по правилам безопасного поведения на улицах ;
- воспитание у детей ответственности за свою безопасность и жизнь других людей;
- создание положительного эмоционального настроения.
Оборудование:макеты дорожных знаков, кегли, светофор, зелёнка, бинт, йод, вата, перекись водорода, пластырь, набор дорожных знаков, машинки, стаканчики, ведёрки.
Ход развлечения:
Раздаётся стук в дверь ,входит Буратино, у него перебинтована рука. Воспитатель: Здравствуй Буратино! Что с тобой случилось?
Буратино:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал...
Не зная знаков светофора,
чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
то вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите.
И если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
чтоб под трамвай не угодить?
Воспитатель: Дорогой Буратино я думаю, что ты не знаешь правила дорожного движения. Из-за этого страдаешь! Наши дети могут тебе помочь выучить правила дорожного движения. Верно ребята? Начнём мы с дорожных знаков, которые нам необходимо знать.
Воспитатель:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
Этот знак говорит нам, что здесь автобусная остановка. Под этим знаком пассажиры могу подождать автобус, а автобус может останавливаться, высаживать и забирать пассажиров.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает? (пешеходный переход)
Этот знак пешеходный переход, здесь пешеход может переходить дорогу.
Запомнил Буратино? А теперь поиграешь вместе с ребятами в игру и мы посмотрим как ты запомнил дорожные знаки.
1. Игра "Соберёмся мы в кружок".
Игра проводится с использованием знаков " Пешеходный переход", "Автобусная остановка". Воспитатели держат в руках дорожные знаки "Пешеходный переход", "Автобусная остановка". Дети делятся на 2 команды и встают вокруг знаков. Воспитатели дают установку запомнить знак, возле которого они стоят. По сигналу ведущего дети расходятся. По сигналу собираются возле своего знака.
Воспитатель: Молодцы ребята ,справились с заданием и Буратино запомнил знаки.
А сейчас проверим, какой вы наземный транспорт знаете.
2. Загадки
3. Игра-эстафета "Водители".
4.Игра-эстафета "Собери Аптечку".
5.Игра-эстафета «Заправь автомобиль».
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями. Буратино ,ты понял, что правила дорожного движения нужно соблюдать на дорогах и подчиняться им, чтобы не случилось беды. Мы желаем тебе быть внимательным на улицах и помнить о Правилах дорожного движения.
Буратино: Спасибо ребята, я всё понял и не буду нарушать правила дорожного движения, до свидания.
Конкур рисунков и творческих поделок «Веселый светофор»
5.03.2023 год
Экскурсия «Светофор наш друг»
Задачи: Закрепить знания детей о работе светофора для пешеходов, познакомить с назначением желтого сигнала для автомобилей. Закрепить знания правил перехода улицы; развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; развивать связанную речь, обогатить словарь детей: светофор, перекрёсток, транспорт.
Предварительная работа: рассмотреть рисунки с изображением улиц, перекрёстков, светофоров
Методические приёмы: беседа-диалог
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о светофоре.
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами посмотрим, как светофор регулирует движение машин и пешеходов. Светофор есть для пешеходов и для транспорта. Давайте понаблюдаем как работает светофор для пешеходов. Вот зажегся красный свет, как вы думаете можно сейчас переходить улицу?
Дети: Нет, нельзя!
Воспитатель: А на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу?
Дети: Разрешается переходить дорогу на зелёный свет.
Воспитатель: Зажегся зеленый свет. Посмотрите, люди спокойно переходят дорогу, а машины остановились и пропускают пешеходов. После зелёного зажегся красный, теперь остановились пешеходы для того, чтобы транспорт продолжил движение. Ребята, назовите транспорт, который проезжает.
Дети: Автобус, машина, трамвай, такси, грузовая машина…
Воспитатель: Давайте теперь понаблюдаем за светофором для машин. Вот зажегся красный свет. Все машины стоят-пропускают пешеходов. Кто заметил, какой огонёк зажегся после красного?
Дети: После красного зажегся желтый.
Воспитатель: Правильно, желтый. Он предупреждает водителя, что сигнал меняется, надо быть внимательным!
Желтый свет-предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков.
Желтый нужен для того, чтобы водитель смог остановить машину, ведь машина не может остановиться сразу.
Для машин загорелся зелёный, для пешеходов красный.
(Руководя наблюдениями детей, воспитатель помогает им уяснить взаимосвязь между сигналами светофора, действиями пешеходов и водителей. Заканчивая прогулку, воспитатель уточняет и закрепляет с детьми полученные знания.
Воспитатель: Для чего нужен светофор? Для кого установлены светофоры в нашем городе? На какой сигнал светофора могут переходить улицу пешеходы? Зачем нужен желтый свет? Что произойдёт, если водители и пешеходы не будут подчиняться сигналам светофора?
Ответы детей.
Воспитатель Послушайте стихотворение:
Если свет зажегся красный-
Значит, двигаться опасно.
Желтый свет-предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зелёный говорит:
«Проходите -путь открыт»
С. Михалков
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка. Я надеюсь, что вы запомнили, как правильно переходить улицу и запомнили сигналы светофора.
На участке можно организовать игры на внимание, закрепление сигналов светофора, правил перехода через дорогу напр., «Светофор»
5.04. 2023 год
Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?»
Цель: Закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках. Продолжать развивать интерес детей к участию в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Задачи:
- Уточнять знания детей о запрещающих и предупреждающих знаках.
- Развивать доказательную речь в процессе выполнения игровых заданий.
- Закреплять знание правил дорожного движения
- Продолжать воспитывать умение работать в коллективе, уважать мнение своего товарища
- Развивать мышление, память, речевую активность.
- Закрепить умение детей собирать из частей целое.
Предварительная работа:
- Ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками
- Экскурсия к проезжей части дороги.
- Подбор игрового материала по теме «Правила дорожного движения»
Оборудование: дорожные знаки к загадкам; разрезные картинки с дорожными знаками; карточки с изображениями различных видов спецтранспорта; карточки с номерами 01,02,03,04; сигналы светофора; удостоверения «Юного пешехода».
Ход игры
- Сегодня мы будем играть в игру «Что? Где? Когда?». Вопросы будут посвящены правилам дорожного движения.
1 РАУНД. «ОТГАДАЙ КРОССВОРД»
1. Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали. (ТРОТУАР)
2. Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут. (ТРОТУАР)
3. Спозоранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ)
4. Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (СВЕТОФОР)
5. Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - … (ВНИМАНИЕ)
6. В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (УЛИЦА)
7. Дом по улице идет, на работу всех везет.
Носит обувь на резине и питается бензином. (АВТОБУС)
2 РАУНД. «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
На столах у игроков разложены дорожные знаки. Педагог читает загадку о дорожных знаках, игроки поднимают нужный знак.
Физкультминутка "Самолет"
3 РАУНД. РАССУЖДАЛКИ.
Педагог: А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру «Рассуждалки».
Правила игры: отвечать подробно, хорошо продумывать ситуацию. Слушайте внимательно команды, обсуждайте и кто-то один из вас должен сказать ответ.
1. Зачем нужны ПДД?
- чтобы не скучать на улице
- чтобы нарушать их
- чтобы на дорогах был порядок
2. Кто такой пешеход?
- тот, кто ходит пешком
- тот, кто проверяет билеты в автобусе
- тот, кто много путешествует
3. Какие дороги придуманы для пешеходов?
- железные
- автомагистрали
- тротуары
4. Как иначе называется пешеходный переход?
- леопард
- зебра
- полосатик
5. Какой цвет обозначает, что движение запрещено?
- желтый
- красный
- фиолетовый
6. Что означает, если зеленый свет начал мигать?
- начинается дискотека
- светофор сломался
- скоро загорится другой свет
7. Как выглядят знаки, запрещающие движение?
- цветные картинки
- голубые квадраты
- красные круги
8. Как нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу?
- вообще никуда не смотреть
- сначала налево, потом направо
- сначала направо, потом налево
9. Ты переходишь улицу на зеленый свет, но слышишь сигнальные знаки спецмашины. Что это может быть за машина, и как ты поступишь?
- остановишься и пропустишь машину
- быстро перебежишь дорогу
- замрешь на дороге, где услышал сигнал машины
10. Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины. Как ты поступишь?
- с радостью побежишь кататься
- сам не пойдешь, друга отпустишь
- сам не пойдешь и убедишь в этом друга
4 РАУНД Игра «ВОПРОС – ОТВЕТ»
Педагог: Предлагаю нам всем вместе поиграть, слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
5 РАУНД. «Автомашины».
Назовите машины специального назначения. На какой сигнал светофора они могут ехать?
Капитаны команд с помощниками подходят, берету перевернутую карточку с изображением машин, и вывешивает на доске номер, по которому ее можно вызвать. Объяснить выбор. (На столе несколько одинаковых номеров: 01, 02, 03)
Подведение итогов
Вручение детям «Удостоверений Юного пешехода».
Выставка рисунков «Зеленый огонек»
5.04.2023 год
Целевая прогулка по ПДД «Дорога к школе»
Цель:
Создание условий для знакомства детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятием «пешеход», «переход».
Задачи:
Образовательная:
Расширить представления детей об улице.
Развивающая:
Развивать наблюдательность.
Воспитательная:
Воспитывать навыки осознанного поведения на улице.
Активизация словаря: регулируемый перекресток, пешеходный переход, сигналы светофора, дорожный знак.
План экскурсии:
1. Подготовка к экскурсии на перекресток (сообщение цели)
2. Экскурсия:
- Приход к перекрестку;
- Беседа о правилах движения на улицах;
- Переход улицы по пешеходной дорожке;
- Анализ экскурсии и возвращение в детский сад.
Ход экскурсии
Воспитатель:
Дети, в каком городе мы живем? (в городе Куса)
В нашем городе много улиц, по которым мы с вами ходим, ездим на машинах и автобусах. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, увидим, из каких частей состоит улица, научимся соблюдать правила перехода через нее.
Узнаем про пересечение двух улиц и где есть пешеходная дорожка «зебра».
Воспитатель:
- Дети, что вы видите на улице?
(На улице движутся машины, грузовые, легковые, автобусы)
Воспитатель:
- Место, где движутся машины, называется проезжей частью дороги.
Посмотрите - машины едут прямо по дороге. А где ходят пешеходы?
- (по тротуару)
Воспитатель:
Правильно, люди ходят по тротуару.
Посмотрите ребята, одна дорога пересекает другую, как «крестик». Кто знает, как называется это место?
- Перекресток.
- А где же можно и нужно правильно переходить улицу на перекрестке?
- Улицу на перекрестке надо переходить только там, где есть пешеходный переход.
- Посмотрите, нет ли здесь пешеходного перехода?
- Есть.
- А как вы его узнали?
- На нем нарисованы белые полоски.
Воспитатель:
Расчудесные дела:
Зебра в городе легла.
Кто быстрее назовет?
Эта зебра… (переход).
- Да, ребята, на пешеходной дорожке нарисованы белые полоски, похожа она
на «зебру» и люди переходят дорогу в этом месте.
- Давайте построимся парами и отправимся с вами в путешествие по улице.
- Где мы будем идти по улице?
- По тротуару.
- А зачем нам нужны красные флажки, которые мы взяли с собой?
- Чтобы нас было видно при переходе через дорогу.
- Сейчас мы с вами пойдем к перекрестку.
Воспитатель:
- Ребята, куда мы пришли?
- На перекресток.
- Как перейти дорогу, где вам надо идти?
- По пешеходному переходу.
- Правильно, ребята, по пешеходному переходу. По этим полоскам люди, т. е. пешеходы, переходят улицу. Но это не просто. Что нам поможет перейти на другую сторону улицы? (Ответы детей.)
- Да, поможет светофор. А как? (Ответы детей.)
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный глаз глядит в упор
Это строгий… (светофор).
Дидактическая игра
«Назови цвета светофора снизу вверх и сверху вниз».
Воспитатель:
- Перекресток, где есть светофор, называется регулируемым перекрестком.
(Хоровое и индивидуальное повторение словосочетания «регулируемый перекресток».)
Воспитатель показывает дорожный знак «Светофорное регулирование», рассказывает о нем.
Игра «Переходим улицу».
Закрепляются правила перехода улицы на регулируемом перекрестке.
Воспитатель подводит итог экскурсии (говорит, что научились переходить улицу на регулируемом перекрестке). Напоминает правила поведения на дорогах.
Перед переходом обязательно остановись.
Посмотри на светофор, дождись, когда загорится зеленый свет.
Загорелся зеленый свет – переходи.
Переходи улицу только на зеленый свет светофора. И только по пешеходному переходу - по «зебре».
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Если мы с вами будем помнить и выполнять эти правила, то с нами никогда не случится несчастье
10 декабря 2022 года
Консультация "Родители, будьте осмотрительнее!"
Цель:
формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватно безопасного поведения.
• Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
• Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Как часто я вижу, когда родители, держа за руку свое чадо, спешат, бегут через дорогу, нарушая Правила дорожного движения.Они не потрудились объяснить ребенку, как правильно вести себя на улице, забыв об ответственности за каждый свой неверный шаг.А дети, копируя поведение своих мам и пап, попадают в опасные ситуации.
Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.
Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!
Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.
Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.
Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:
• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.
• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.
• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.
• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.
• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.
• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.
• Переходите улицу строго под прямым углом.
• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.
• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
• Играй только в стороне от дороги.
• Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.
• Переходи улицу только шагом, не беги.
• Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
• Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
• Не пересекай путь приближающемуся транспорту
• Трамваи всегда обходи спереди.
• Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.
• Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
• Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.
• Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
• Если ты потерялся на улице-не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе , улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Ваш ребенок должен знать:
- на дорогу выходить нельзя;
- дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;
- переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
- пешеходы — это люди, которые идут по улице;
- для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет — движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит:»Проходи путь открыт»;
- машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.
10 декабря 2022 года.
Консультация для родителей
«Какие правила знает семья, значит ,знаю их и Я»
Уважаемые родители, хотелось бы поговорить о важном вопросе, которому в нашем детском саду уделяется большое внимание, это вопрос о знании и соблюдении правил дорожного движения. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что дети часто оказываются в аварийных ситуациях на улицах нашего города.
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем.
Население растет, всё больше людей приобретают автомобили для личного пользования. Увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Зачастую ребенок не понимает реальной опасности, которая грозит ему на дороге, поэтому и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.
Помните! Дети учатся соблюдать правила дорожного движения, беря пример с членов своей семьи и других взрослых. Особенно пример родителей учит дисциплинированному поведению на дороге.
Берегите своих детей!
Дети должны усвоить:
- обязанности участников дорожного движения;
- основные термины и понятия правил дорожного движения, таких как: дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, транспортное средство, маршрутное транспортное средство, перекрёсток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик;
- обязанности пешеходов и пассажиров;
- перевозка людей;
- движение в жилых зонах;
- особенности безопасного движения на велосипеде.
- сигналы светофора и регулировщика;
- регулирование дорожного движения;
- предупредительные сигналы;
- движение через железнодорожные пути;
Важно чтобы родители были примером для своих детей в соблюдении правил дорожного движения.
- Переходя дорогу, держите ребёнка за руку.
- Не перебегайте дорогу, идите спокойно.
- Не разговаривайте когда выходите на проезжую часть, это отвлекает ребёнка.
- Переходите дорогу только на зелёный цвет светофора.
- «Пешеходный переход»- место для перехода проезжей части, объясните это ребёнку.
- Из пассажирского транспорта выходите первыми.
- Обращайте внимание ребёнка на машины, которые едут с большой скоростью.
- Дети должны играть только на детских площадках, но не на проезжей части.
Уважаемые родители, учите своих детей соблюдать правила дорожного движения и будьте примером для подражания!
Консультация для родителей. 28.04.22
Тема: «Учим детей дорожным знакам»
Как ответить ребёнку, что такое светофор и дорожные знаки? Для ребёнка и для родителей важно, чтобы ребёнок был всегда в безопасности, где бы он ни находился – дома, на прогулке, по дороге в детский сад, в школу и т.д. Детям нравится, когда какую-либо важную информацию предоставляют в форме игры. С ребёнком можно вместе нарисовать рисунок на тему «Безопасность на дороге» и попросить раскрасить готовый рисунок. Ребёнок запомнит важную для него информацию и придумает по ней рассказ, будет более бдительный и внимательный на улице. Это заинтересует ребёнка и всё самое главное малыш запомнит.
Научить ребёнка правильно передвигаться по улице – необходимость каждого родителя. Когда малыш поймёт, что нужно оглядываться при пересечении проезжей части, самое время начать обучать его дорожным знакам. Конечно, ребёнку совершенно не обязательно разбираться во всех знаках. По возможности отвечайте на вопросы ребёнка, если ребёнок проявляет интерес к другим знакам дорожного движения. Основные знаки дорожного движения, которые будут полезны для ребёнка, выучить с ним обязательно. Расскажите ребёнку, что знаки используются на дорогах для того, чтобы пешеходам и водителям было проще ориентироваться. Во время прогулок рассказывайте малышу о тех или иных знаках, просите его самостоятельно называть некоторые из них по мере заучивания. Научите ребёнка собираться в дорогу так, чтобы у него оставался нормальный запас времени для прогулки. Тогда ему не придётся бежать куда-то, он сможет сосредоточиться на том, что его окружает, и не забудет о правилах дорожного движения. Начните обучение со следующих знаков:
Знак «Пешеходный переход».
Этот знак обозначает место, где пешеходы могут пересечь улицу по правилам (где им, скорее всего, уступят машины, даже если нет светофора). Обычно устанавливается перед перекрестками, рядом с остановками, торговыми центрами и людными местами. Переходы бывают трёх видов – наземные ЗЕБРА, надземные и подземные. Знаки таких переходов немного отличаются. В случае с подземным и надземным переходом человек, изображённый на знаке, дополняется лесенкой – вверх или вниз.
Знак «Осторожно, дети!»
Знак «Осторожно, дети!» служит предупреждением для водителя. Он означает, что на дорогу могут выбежать ребёнок, а водителю следует сбавить скорость. Обычно такой знак устанавливается рядом со школами, детскими площадками. Но дети должны твёрдо знать: даже под этим знаком нельзя переходит дорогу, если нет разметки и знака пешеходного перехода.
Знак «Движение на велосипедах запрещено»
Этот знак относится к велосипедистам и людям на скутерах и мопедах. Исключений правило не имеет, поэтому чтобы не быть нарушителем, нужно просто пройтись пешком и катить велосипед, мопед или скутер до места назначения. Тоже самое относится и к самокату.
Знак «Движение пешеходов запрещено»
Правила движения, задаваемые этим знаком, распространяется только на ту часть дороги, где он установлен. Обычно размещается в местах, где нет обочин или тротуаров и движение довольно оживлённое.
Помогите ребёнку запомнить, что ни при каких условиях нельзя перебегать дорогу, как бы он ни торопился, особенно на жёлтый, на красный и на мигающий зелёный сигналы светофора. Приучите ребёнка наблюдать за другими пешеходами и скажите, что при переходе дороги (даже по зебре) смотреть нужно на водителя, а не на машину. Человек может подать знак рукой, чтобы ребёнок переходил, или наоборот. Берегите своих детей!
ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Три друга пешехода в любое время года.
Красный свет - твой первый друг -
Деловито строгий.
Если он зажёгся вдруг -
Нет пути дороги.
Жёлтый свет - твой друг второй
Даёт совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
Своим зелёным светом:
Проходи! Угрозы нет!
Я порукой в этом!
При переходе площадей,
Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трёх друзей
Прими и выполни их в срок.
Загорелся красный свет -
Пешеходу хода нет!
«СВЕТОФОР»
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофёр!
Красный глаз
Глядит в упор -
Это строгий
Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Дальше ехать
Не пускает...
Обождал шофёр
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал
Зелёный глаз,
Подмигнул
И говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!»
«НЕПОСЛУШНЫЙ ПЕШЕХОД».
«Через лес бежит дорога,
Светофор моргает строго.
К переходу все спешат:
От лосей и до мышат.
Иногда через дорогу
Пешеходов очень много
Скачет, ходит, пролетает,
Пробегает, проползает.
Мама ежика учила,
Мама пальчиком грозила:
- Помни правила, малыш!
Если красный свет – стоишь!
Если желтый – просто жди,
На зеленый – проходи!
Непослушный пешеход
Сделал все наоборот!
Ежик очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Можно так? Конечно, нет!
Завизжали тормоза,
И зажмурил еж глаза.
Старый толстый самосвал,
Забибикал, зарычал:
- Еле я остановился,
Чуть с дороги не свалился!
Что, не знаешь правил ты?!
Ну-ка быстро марш в кусты!
Дам тебе я, еж, совет:
Не ходи на красный свет!
Еж тихонько пропыхтел:
- Извините, не хотел.
Рассказал нам светофор:
Еж исправился с тех пор.
Лучше всех порядок знает,
Ничего не нарушает!»
Беседа «Детям знать положено правила дорожные»
Цель: формировать устойчивые навыки безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Задачи:
- закрепление знания детей о правилах дорожного движения
- закрепление умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни;
- активизация знаний по правилам безопасного поведения на улицах ;
- воспитание у детей ответственности за свою безопасность и жизнь других людей;
- создание положительного эмоционального настроения.
Оборудование:макеты дорожных знаков, кегли, светофор, зелёнка, бинт, йод, вата, перекись водорода, пластырь, набор дорожных знаков, машинки, стаканчики, ведёрки.
Ход развлечения:
Раздаётся стук в дверь ,входит Буратино, у него перебинтована рука. Воспитатель: Здравствуй Буратино! Что с тобой случилось?
Буратино:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал...
Не зная знаков светофора,
чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
то вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите.
И если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
чтоб под трамвай не угодить?
Воспитатель: Дорогой Буратино я думаю, что ты не знаешь правила дорожного движения. Из-за этого страдаешь! Наши дети могут тебе помочь выучить правила дорожного движения. Верно ребята? Начнём мы с дорожных знаков, которые нам необходимо знать.
Воспитатель:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
Этот знак говорит нам, что здесь автобусная остановка. Под этим знаком пассажиры могу подождать автобус, а автобус может останавливаться, высаживать и забирать пассажиров.
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает? (пешеходный переход)
Этот знак пешеходный переход, здесь пешеход может переходить дорогу.
Запомнил Буратино? А теперь поиграешь вместе с ребятами в игру и мы посмотрим как ты запомнил дорожные знаки.
1. Игра "Соберёмся мы в кружок".
Игра проводится с использованием знаков " Пешеходный переход", "Автобусная остановка". Воспитатели держат в руках дорожные знаки "Пешеходный переход", "Автобусная остановка". Дети делятся на 2 команды и встают вокруг знаков. Воспитатели дают установку запомнить знак, возле которого они стоят. По сигналу ведущего дети расходятся. По сигналу собираются возле своего знака.
Воспитатель: Молодцы ребята ,справились с заданием и Буратино запомнил знаки.
А сейчас проверим, какой вы наземный транспорт знаете.
2. Загадки
3. Игра-эстафета "Водители".
4.Игра-эстафета "Собери Аптечку".
5.Игра-эстафета «Заправь автомобиль».
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями. Буратино ,ты понял, что правила дорожного движения нужно соблюдать на дорогах и подчиняться им, чтобы не случилось беды. Мы желаем тебе быть внимательным на улицах и помнить о Правилах дорожного движения.
Буратино: Спасибо ребята, я всё понял и не буду нарушать правила дорожного движения, до свидания.
Конкур рисунков и творческих поделок «Веселый светофор»
Экскурсия «Светофор наш друг»
Задачи: Закрепить знания детей о работе светофора для пешеходов, познакомить с назначением желтого сигнала для автомобилей. Закрепить знания правил перехода улицы; развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; развивать связанную речь, обогатить словарь детей: светофор, перекрёсток, транспорт.
Предварительная работа: рассмотреть рисунки с изображением улиц, перекрёстков, светофоров
Методические приёмы: беседа-диалог
Ход прогулки
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы знаете о светофоре.
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами посмотрим, как светофор регулирует движение машин и пешеходов. Светофор есть для пешеходов и для транспорта. Давайте понаблюдаем как работает светофор для пешеходов. Вот зажегся красный свет, как вы думаете можно сейчас переходить улицу?
Дети: Нет, нельзя!
Воспитатель: А на какой сигнал светофора разрешается переходить дорогу?
Дети: Разрешается переходить дорогу на зелёный свет.
Воспитатель: Зажегся зеленый свет. Посмотрите, люди спокойно переходят дорогу, а машины остановились и пропускают пешеходов. После зелёного зажегся красный, теперь остановились пешеходы для того, чтобы транспорт продолжил движение. Ребята, назовите транспорт, который проезжает.
Дети: Автобус, машина, трамвай, такси, грузовая машина…
Воспитатель: Давайте теперь понаблюдаем за светофором для машин. Вот зажегся красный свет. Все машины стоят-пропускают пешеходов. Кто заметил, какой огонёк зажегся после красного?
Дети: После красного зажегся желтый.
Воспитатель: Правильно, желтый. Он предупреждает водителя, что сигнал меняется, надо быть внимательным!
Желтый свет-предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков.
Желтый нужен для того, чтобы водитель смог остановить машину, ведь машина не может остановиться сразу.
Для машин загорелся зелёный, для пешеходов красный.
(Руководя наблюдениями детей, воспитатель помогает им уяснить взаимосвязь между сигналами светофора, действиями пешеходов и водителей. Заканчивая прогулку, воспитатель уточняет и закрепляет с детьми полученные знания.
Воспитатель: Для чего нужен светофор? Для кого установлены светофоры в нашем городе? На какой сигнал светофора могут переходить улицу пешеходы? Зачем нужен желтый свет? Что произойдёт, если водители и пешеходы не будут подчиняться сигналам светофора?
Ответы детей.
Воспитатель Послушайте стихотворение:
Если свет зажегся красный-
Значит, двигаться опасно.
Желтый свет-предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зелёный говорит:
«Проходите -путь открыт»
С. Михалков
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка. Я надеюсь, что вы запомнили, как правильно переходить улицу и запомнили сигналы светофора.
На участке можно организовать игры на внимание, закрепление сигналов светофора, правил перехода через дорогу напр., «Светофор»
Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?»
Цель: Закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках. Продолжать развивать интерес детей к участию в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Задачи:
- Уточнять знания детей о запрещающих и предупреждающих знаках.
- Развивать доказательную речь в процессе выполнения игровых заданий.
- Закреплять знание правил дорожного движения
- Продолжать воспитывать умение работать в коллективе, уважать мнение своего товарища
- Развивать мышление, память, речевую активность.
- Закрепить умение детей собирать из частей целое.
Предварительная работа:
- Ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками
- Экскурсия к проезжей части дороги.
- Подбор игрового материала по теме «Правила дорожного движения»
Оборудование: дорожные знаки к загадкам; разрезные картинки с дорожными знаками; карточки с изображениями различных видов спецтранспорта; карточки с номерами 01,02,03,04; сигналы светофора; удостоверения «Юного пешехода».
Ход игры
- Сегодня мы будем играть в игру «Что? Где? Когда?». Вопросы будут посвящены правилам дорожного движения.
1 РАУНД. «ОТГАДАЙ КРОССВОРД»
1. Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали. (ТРОТУАР)
2. Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут. (ТРОТУАР)
3. Спозоранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ)
4. Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (СВЕТОФОР)
5. Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - … (ВНИМАНИЕ)
6. В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (УЛИЦА)
7. Дом по улице идет, на работу всех везет.
Носит обувь на резине и питается бензином. (АВТОБУС)
2 РАУНД. «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
На столах у игроков разложены дорожные знаки. Педагог читает загадку о дорожных знаках, игроки поднимают нужный знак.
Физкультминутка "Самолет"
3 РАУНД. РАССУЖДАЛКИ.
Педагог: А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру «Рассуждалки».
Правила игры: отвечать подробно, хорошо продумывать ситуацию. Слушайте внимательно команды, обсуждайте и кто-то один из вас должен сказать ответ.
1. Зачем нужны ПДД?
- чтобы не скучать на улице
- чтобы нарушать их
- чтобы на дорогах был порядок
2. Кто такой пешеход?
- тот, кто ходит пешком
- тот, кто проверяет билеты в автобусе
- тот, кто много путешествует
3. Какие дороги придуманы для пешеходов?
- железные
- автомагистрали
- тротуары
4. Как иначе называется пешеходный переход?
- леопард
- зебра
- полосатик
5. Какой цвет обозначает, что движение запрещено?
- желтый
- красный
- фиолетовый
6. Что означает, если зеленый свет начал мигать?
- начинается дискотека
- светофор сломался
- скоро загорится другой свет
7. Как выглядят знаки, запрещающие движение?
- цветные картинки
- голубые квадраты
- красные круги
8. Как нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу?
- вообще никуда не смотреть
- сначала налево, потом направо
- сначала направо, потом налево
9. Ты переходишь улицу на зеленый свет, но слышишь сигнальные знаки спецмашины. Что это может быть за машина, и как ты поступишь?
- остановишься и пропустишь машину
- быстро перебежишь дорогу
- замрешь на дороге, где услышал сигнал машины
10. Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины. Как ты поступишь?
- с радостью побежишь кататься
- сам не пойдешь, друга отпустишь
- сам не пойдешь и убедишь в этом друга
4 РАУНД Игра «ВОПРОС – ОТВЕТ»
Педагог: Предлагаю нам всем вместе поиграть, слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте.
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
5 РАУНД. «Автомашины».
Назовите машины специального назначения. На какой сигнал светофора они могут ехать?
Капитаны команд с помощниками подходят, берету перевернутую карточку с изображением машин, и вывешивает на доске номер, по которому ее можно вызвать. Объяснить выбор. (На столе несколько одинаковых номеров: 01, 02, 03)
Подведение итогов
Вручение детям «Удостоверений Юного пешехода».
Выставка рисунков «Зеленый огонек»
Целевая прогулка по ПДД «Дорога к школе»
Цель:
Создание условий для знакомства детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятием «пешеход», «переход».
Задачи:
Образовательная:
Расширить представления детей об улице.
Развивающая:
Развивать наблюдательность.
Воспитательная:
Воспитывать навыки осознанного поведения на улице.
Активизация словаря: регулируемый перекресток, пешеходный переход, сигналы светофора, дорожный знак.
План экскурсии:
1. Подготовка к экскурсии на перекресток (сообщение цели)
2. Экскурсия:
- Приход к перекрестку;
- Беседа о правилах движения на улицах;
- Переход улицы по пешеходной дорожке;
- Анализ экскурсии и возвращение в детский сад.
Ход экскурсии
Воспитатель:
Дети, в каком городе мы живем? (в городе Куса)
В нашем городе много улиц, по которым мы с вами ходим, ездим на машинах и автобусах. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, увидим, из каких частей состоит улица, научимся соблюдать правила перехода через нее.
Узнаем про пересечение двух улиц и где есть пешеходная дорожка «зебра».
Воспитатель:
- Дети, что вы видите на улице?
(На улице движутся машины, грузовые, легковые, автобусы)
Воспитатель:
- Место, где движутся машины, называется проезжей частью дороги.
Посмотрите - машины едут прямо по дороге. А где ходят пешеходы?
- (по тротуару)
Воспитатель:
Правильно, люди ходят по тротуару.
Посмотрите ребята, одна дорога пересекает другую, как «крестик». Кто знает, как называется это место?
- Перекресток.
- А где же можно и нужно правильно переходить улицу на перекрестке?
- Улицу на перекрестке надо переходить только там, где есть пешеходный переход.
- Посмотрите, нет ли здесь пешеходного перехода?
- Есть.
- А как вы его узнали?
- На нем нарисованы белые полоски.
Воспитатель:
Расчудесные дела:
Зебра в городе легла.
Кто быстрее назовет?
Эта зебра… (переход).
- Да, ребята, на пешеходной дорожке нарисованы белые полоски, похожа она
на «зебру» и люди переходят дорогу в этом месте.
- Давайте построимся парами и отправимся с вами в путешествие по улице.
- Где мы будем идти по улице?
- По тротуару.
- А зачем нам нужны красные флажки, которые мы взяли с собой?
- Чтобы нас было видно при переходе через дорогу.
- Сейчас мы с вами пойдем к перекрестку.
Воспитатель:
- Ребята, куда мы пришли?
- На перекресток.
- Как перейти дорогу, где вам надо идти?
- По пешеходному переходу.
- Правильно, ребята, по пешеходному переходу. По этим полоскам люди, т. е. пешеходы, переходят улицу. Но это не просто. Что нам поможет перейти на другую сторону улицы? (Ответы детей.)
- Да, поможет светофор. А как? (Ответы детей.)
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер!
Красный глаз глядит в упор
Это строгий… (светофор).
Дидактическая игра
«Назови цвета светофора снизу вверх и сверху вниз».
Воспитатель:
- Перекресток, где есть светофор, называется регулируемым перекрестком.
(Хоровое и индивидуальное повторение словосочетания «регулируемый перекресток».)
Воспитатель показывает дорожный знак «Светофорное регулирование», рассказывает о нем.
Игра «Переходим улицу».
Закрепляются правила перехода улицы на регулируемом перекрестке.
Воспитатель подводит итог экскурсии (говорит, что научились переходить улицу на регулируемом перекрестке). Напоминает правила поведения на дорогах.
Перед переходом обязательно остановись.
Посмотри на светофор, дождись, когда загорится зеленый свет.
Загорелся зеленый свет – переходи.
Переходи улицу только на зеленый свет светофора. И только по пешеходному переходу - по «зебре».
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Если мы с вами будем помнить и выполнять эти правила, то с нами никогда не случится несчастье
5 февраля 2022год
Консультация
Дорога от дома до детского сада
Дорогие родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в детский сад. Кто-то в первый раз, кто-то - во второй, третий, четвертый раз пойдет по привычному маршруту «дом -детский сад». Давайте договоримся: этот маршрут должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно - самым безопасным для вашего ребенка. Ваша задача - вместе с ребенком пройти путь от дома до сада, посмотреть на него с точки зрения безопасности. Сделать его безопасным можете только вы, папы и мамы, бабушки и дедушки.
Вы вышли из дома. Ваш подъезд находится внутри двора? Или выходит на проезжую часть дороги? Двор заполнен машинами? Обратите внимание ребенка на это обстоятельство. Значит, от самого порога необходима повышенная осторожность. И так шаг за шагом проследуйте по маршруту, объясняя сыну или дочке сложность пути. И чем младше по возрасту ребенок, тем конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые вы обсуждаете вместе с ним.
Вам предстоит перейти на противоположную сторону вашей неширокой улицы. Перед домом, уткнувшись носами в бордюр тротуара, выстроились автомобили. Метров через сто -«зебра», и нет ни одной машины. Можно перейти и от подъезда, и по «зебре». Спросите ребенка, какой путь безопаснее?
Детский сад от вашего дома далеко. Приходится несколько остановок проезжать наземным транспортом. Как вести себя при посадке, к примеру, в автобус? Как переходить улицу, выйдя из него? Обговорите со своим ребенком эту ситуацию.
Часть пути пролегает по дворам, между домами? И в этом случае не расслабляйтесь! Беспечность во дворе тоже опасна! Расскажите вашему ребенку, что сейчас во дворах тоже много машин. Из-за стоящей машины может выехать и набирать скорость другая. Или какой-то автомобиль вдруг въедет во двор с проезжей части дороги, со стороны улицы. Улица полна неожиданностей - как самая большая, широкая, с интенсивным движением, так и самая маленькая, узкая, на которой в день проходит с десяток машин.
Что для нас, взрослых, важно? Чтобы ребенок знал Правила дорожного движения (это арифметика его поведения на дороге) и умел их творчески применять. И, основываясь на этих правилах, мог самостоятельно оценить обстановку на улице и принять правильное решение. Только тогда мы можем сказать, что ребенок следует правилам безопасного поведения на дороге. Очень важный момент: выбирая с ребенком маршрут следования из дома к месту назначения, обязательно обговаривайте направления, по которым идти нельзя ни в коем случае. Подробно разберите, и уж никогда, даже если опаздываете, а «опасный» путь короче, не нарушайте принятого решения. Ребенок должен привыкнуть: это - табу, запрет. Как только запрет нарушите вы, ваша маленькая «обезьянка» сделает то же самое без вас.
Никого не удивляет, что таблицу умножения мы учим наизусть. Она необходима каждому человеку всю его жизнь и каждый день. Точно так же вместе с ребенком нужно выучить и применять каждый день схемы выбранных маршрутов «дом-любое место, которое посещает ребенок-дом».
Только постоянное, конкретное, систематическое воспитание безопасного поведения на дороге выработает у ребенка культуру этого поведения.
5 февраля 2022год
Консультация
«Бег через дорогу - враг. Особенно зимой!»
Дети упорно бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный ответ: «Так быстрее!». Вдумаемся. Все же малыш опасается дороги, места, где проезжают автомобили, и хочет его быстрее преодолеть. Так сказать, «ошибка с благими намерениями». Причем зачастую виноваты в появлении этой ошибки мы, взрослые, поторапливая ребенка: «Чего ты копаешься? Быстрее!».
Привычное состояние детей - двигаться, бегать. Тем более, рядом со взрослыми. У ребенка шаг короче - он едва поспевает за мамой или папой. Так вырабатывается прочнейшая привычка! Сколько сотен километров пробежал уже ваш ребенок в доме? Возле дома? На прогулках? В принципе, полезная для развития ребенка, на дороге эта привычка - вредна!
Уважаемые родители! Вернувшись домой, задайте вашему ребенку вопрос: «Чем опасен бег через проезжую часть?» Что они вам скажут? Часто дети дают самые странные и неожиданные, нелогичные ответы типа «Водитель может наехать». Это не совсем верно. Ближе к истине «Можно споткнуться (летом), поскользнуться (осенью и зимой) и упасть». Но и это еще не главный ответ. «Можно не заметить машину». Вот это уже - самое главное.
Задайте вашему сыну или дочери следующий вопрос: «Кто бежит через дорогу, может ли он смотреть по сторонам?» Не может. В этом все дело!
Поэтому-то так важно выработать у детей устойчивый навык «ПРИ ПЕРЕХОДЕ ПРОДОЛЖАТЬ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ В ОБЕ СТОРОНЫ, ВНАЧАЛЕ БОЛЫПЕ НАЛЕВО, ПОТОМ БОЛЫПЕ НАПРАВО».
Не так, чтобы «Вначале посмотри налево. Дойдя до середины - посмотри направо», а именно «Наблюдать в обе стороны»! Ведь улица непрерывно меняется! Стоявшая машина могла поехать, медленно ехавшая - ускорить движение. Следовавшая прямо - неожиданно повернуть. Скрытая за другой стоявшей машиной или за углом - вынырнуть. Наблюдение должно быть обязательно в обе стороны! Как это делать при беге? Никак!
Вот вам и главный ответ: тот, кто бежит, взглядом устремлен вперед и практически не может смотреть по сторонам. Он почти как слепой...
Но этого мало, давайте добираться до донышка.
Что такое, собственно, бег? Чем он отличается от ходьбы?
Когда человек идет, то при каждом шаге есть момент, когда обе ноги находятся на земле одновременно. Польза от перехода ШАГОМ - устойчивость при движении, МОЖНО СПОКОЙНО ПОВОРАЧИВАТЬ ГОЛОВУ и влево, и вправо столько раз, сколько нужно по обстановке и по ширине улицы. На улице самое главное и самое сложное - наблюдать и замечать.
Знания есть, понимание - предельное. Но привычка-то «сидит», и прочно. А человек на улице не думает, а привычно действует. И чтобы возвести правильные действия вашего ребенка при переходе улицы в ранг привычки, отработайте с ним - во дворе, в парке, дома - несложное упражнение: переход дороги, наблюдая.
Тренируйте движения поэтапно. Вначале вы показываете ребенку, как нужно действовать: остановиться у края тротуара, посмотреть налево, затем направо и снова налево. Только после этого можно начинать движение, не прекращая наблюдать (с поворотом головы!). До середины проезжей части больше внимания уделяем наблюдению влево, после середины - наблюдению вправо. Следующий шаг - доведение этих действий до автоматизма. Заключительный шаг -ребенок переходит «дорогу» самостоятельно, закрепляя полученные навыки.
Зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Снежный накат, гололед, даже просто мокрый асфальт, политый или посыпанный противогололедными реагентами, многократно увеличивают тормозной путь. Остановить движущуюся машину становится в десятки раз сложнее! От резкого торможения автомобиль может занести или он пойдет юзом (когда колеса блокируются, и он становится неуправляемым). И тогда его движение становится и вовсе непредсказуемым.
Значит, только спокойный переход, только шагом, только предельное внимание дороге и движению на ней! Натренированная до автоматизма привычка поможет вашему ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Она просто станет его охранной грамотой на дороге.
5 февраля 2022год
«Как научить ребенка безопасному поведению на дороге»
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между другими примерами ничей другой, а них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Н.И. Новиков
Прежде всего, это не просто! Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, -могут создать у него привычки.
Целесообразно создавать у детей четыре вида навыков.
Первый - навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы. Закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребенок сам видел их в роли скрывающих: стоящий автобус, грузовик, забор. У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть, при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части?! Осторожно могу не заметить опасность!»
Родители должны показать ребенку с тротуара через дорогу автобус, на который можно было бы успеть, и рассказать ему один-два случая, когда пешеходы (или дети), стремясь успеть на автобус, не замечали приближающийся транспорт и попадали под него. Тогда, возможно, ребенок будет наблюдать внимательнее и будет видеть автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как автобус, отвлекающий внимание от опасности.
Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть, как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.
Второй - «навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей. Надо научиться себе говорить: «Петя, не спеши, минута не поможет».
Третий - навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из которых свои законы. В первом ребенок проводит львиную долю своего времени и натренировывает привычки. Во втором ребенок находится ничтожное время. Если бордюрный камень тротуара -граница, за которой бытовые навыки не пригодны, надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
Четвертый - навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу - действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазам но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 с, которые требуются для перехода проезжей части.
28 марта 2022 год
Консультация
«Ребёнок переходит улицу»
Опыт развитых стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что учить ребенка правильно переходить через улицу надо с самых ранних лет. Не с пяти-шести, как это принято у нас, а гораздо раньше.
Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.
Усваивать каждое из правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, и можно будет разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого.
Правило первое.
Выберите безопасное место для перехода.
Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.
Правило второе.
Перед переходом обязательно остановитесь. Необходимо приучить детей, идущих или бегущих по тротуару и склонных, не останавливаясь, перебежать через дорогу, остановиться, прежде чем ступить на проезжую часть и внимательно осмотреть дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра -так, чтобы видеть приближение машин.
Правило третье.
Осмотритесь и прислушайтесь. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Натренируйте ребенка учитывать, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на темном асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.
Правило четвёртое.
Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей.
Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта ситуация - «ловушка», причина 8% дорожно-транспортных происшествий с детьми.
Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в еще одну «ловушку».
Правило пятое.
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.
Правило шестое.
Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки.
Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.
Правило седьмое.
Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.
Основные правила перехода проезжей части
• Без взрослых на дорогу выходить нельзя; идешь со взрослым за руку - не вырывайся, не сходи с тротуара.
• Ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.
• Переходить дорогу можно по наземному переходу (зебре) на зеленый сигнал светофора, либо по подземному переходу; самые безопасные - подземный и наземный переходы.
• Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт.
• Проезжая часть предназначена только для машин.
28 марта 2022год
Консультация
«Уроки дорожной безопасности для родителей»
Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
Л.Н. Толстой
Ребенок на руках. Учить его, пожалуй, еще рано. Будьте осторожны -ребенок на руках закрывает вам обзор дороги.
Ребенок в детской коляске. При посадке или высадке из транспорта не забудьте предупредить водителя, потому что в зеркало ему не видно! При движении держитесь правой стороны.
Ребенок в саночках. Саночки, как известно, легко опрокидываются. На проезжей части или рядом с ней этого нельзя допустить! Чаще смотрите на ребенка. Держитесь середины тротуара, дальше от «сосулек».
Вы едете е такси. Конечно, мать или отец с ребенком - на заднем сиденье, учитывайте возможность резкого торможения, чтобы ребенок не ушибся. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей. Не разрешайте высовываться ребенку из окон. Дверь должна быть заперта.
Выход из автобуса, троллейбуса, трамвая. Первыми всегда выходят взрослые, принимая ребенка, потому что он легко может вырваться, пока вы заняты выходом, выбежать из-за автобуса на дорогу. Кроме того, маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным на взрослого, может упасть. Особая осторожность при выходе из автобуса должна быть, когда выходите среди последних выходящих на остановке пассажиров. Наблюдая за высадкой пассажиров в зеркало заднего вида, водитель может не заметить стоящего на ступеньках ребенка, которого вы, выйдя, приготовились взять, и, считая, что высадка окончена, закроет дверь и тронется, поэтому надо выходить не последним, взять ребенка на руки или предупредить водителя перед выходом.
Проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому при движении надо занимать устойчивое к возможным толчкам положение, быть особенно осторожным возле кабины водителя, как и во время приготовления к выходу.
За руку с ребенком. На дороге или рядом с ней не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться. И это типичная причина дорожных происшествий. Ребенок чаще пытается вырваться, когда он знает о предстоящем переходе и хочет сделать это раньше, когда он увидел на другой стороне дороги кого-либо из родных, друзей, воспитателей. При переходе внезапно не останавливайтесь, не предупредив ребенка.
Учите ребенка наблюдать. Именно с 2 до 6 лет, пока ребенок на улице рядом с вами, во время прогулок, по пути в детский сад и обратно лучше всего прививать ему те навыки, о которых речь шла выше! Используйте каждый случай пребывания рядом с ребенком на дороге, чтобы по ходу дела учить его наблюдать, узнавать типичные дорожные «ловушки». Пусть при переходе проезжей части он тоже наблюдает, а не просто доверяется вам. Иначе он привыкнет ходить через проезжую часть не глядя. Не посылайте ребенка бежать впереди вас в конце перехода проезжей части, как делают некоторые родители, это закрепляет все ту же привычку двигаться по проезжей части не глядя.
Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Поэтому с ребенком никакой спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких разговоров о постороннем во время перехода, никаких движений наискосок, в стороне от перехода на красный сигнал светофора. Если вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок в будущем, когда он будет на улице один, был в безопасности.
Ваш ребенок носит очки. Очки «исправляют» зрение только перед собой, и на дороге очень важную роль играет так называемое «боковое зрение», потому что часто пешеход находится боком к приближающемуся транспорту. Поскольку «боковое зрение» остается ослабленным несмотря на очки, надо с удвоенной тщательностью учить ребенка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора», «отвлечение внимания», «действие не глядя». Более тщательно ребенка с ослабленным зрением надо учить оценивать и скорость приближающегося транспорта.
Памятка для родителей детей среднего дошкольного возраста
Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности.
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
• без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, то не вырывайся, один не сходи с тротуара;
• ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
• переходить дорогу можно только по переходу (наземному и подземному);
• прежде чем переходить улицу, посмотри на светофор: «коль зеленый свет горит, значит — путь тебе открыт»;
• дорога предназначена только для машин, а тротуар — для
пешеходов;
• движение транспорта и пешеходов на улице регулируется | сигналами светофора или милиционером — регулировщиком;
• в общественном транспорте не высовывайся из окна, не выставляй руки или какие-либо предметы.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение:
«Про одного мальчика» С. Михалкова,
«Меч» С. Маршака,
«Для пешеходов» В. Тимофеева,
«Азбука безопасности» О. Бедарева,
«Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина.
Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу».
Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых-регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
Если в вашем доме есть фильмоскоп, покажите ребенку диафильмы:
«Сказка о трехглазке»,
«Однажды в городе»,
«Наглядный урок»,
«Сигналы светофора» и др.
ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать, все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
28 марта 2022 год
Консультация для родителей
«Дисциплина на улице - залог безопасности»
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
-выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом: мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения.
- выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия: наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов.
- игра на проезжей части: наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр.
- ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями.
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми, значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация «налево - направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, т. е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.